flexsmm

Аниме Hyouka

11.12.2012

 


Хёка
Hyoka
Формат: ТВ-сериал, 21 эп. / Япония
Год выпуска: 2012
Режиссер: Takemoto Yasuhiro
Автор оригинала (мангака): Yonezawa Honobu
Композитор(ы): Tanaka Kouhei, Lantis
Производство (студия): Kyoto Animation

Жизнь полна загадок и тайн, а школьная жизнь – тем более. Разумеется, не математических загадок и тайн мироздания на уроках физики, которые подавляющее большинство всё равно благополучно пропустит мимо ушей. В первую очередь, школа – это маленький город, полис подростков. А каждый город обязательно полнится традициями, обычаями и, конечно же, «городскими легендами» и слухами. Которые кочуют из уст в уста и с каждым разом всё дальше и дальше уходят от породившей их истины. Наблюдая причину, нетрудно установить идущее за ней следствие, но, располагая лишь следствием, выйти к первопричине всегда считалось интеллектуальным подвигом. И «Hyouka» полна таких маленьких, скромных подвигов.
«Я не буду делать того, чего не должен, а то, что должен, – сделаю быстро». Таково жизненное кредо флегматичного Орэки Хотаро – активнейшего борца с мировой энтропией и энергетическим кризисом. Борется он, разумеется, посредством максимально возможного для нормальной жизнедеятельности бездействия. Верный своему девизу, Хотаро решает вступить в пустующий ныне клуб классической литературы, где он надеялся в одиночку воплощать в реальность свои жизненные принципы. Но, увы, коварная вселенная не дремала и поставила прямо в клубной комнате капкан, в который наш герой со всего ходу и попался. Очаровательный, фиолетовоглазый капкан представился Титандой Эру и в единый миг заставил несчастного Хотаро выйти из «энергосберегающего режима». Ни один запрещённый приём не был использован, однако, против сияющих сапфирами глаз, подкреплённых чувственным «Мне так интересно!», главный герой устоять не смог. То-то удивился его близкий друг Фукубэ Сатоси, и недоверчиво вскинула брови Ибара Маяка, когда так хорошо известный им флегматичный бездельник вдруг решил что-то сделать не для себя.
На первый взгляд может показаться, что воплощением самого обычного, ничем не выделяющегося школьника является Хотаро, но это не так. Под оболочкой нашего интроверта на самом деле скрывается проницательный, дедуктивный ум, разительно отличающий его от окружающих. Другой вопрос в том, что нужен немалых размеров пинок, чтобы этот самый ум заработал на пользу обществу, хотя бы и в лице лишь некоторых его членов. Пинок этот, разумеется, почти всегда отвешивает Титанда, деликатно, вежливо, но неумолимо, как закон всемирного тяготения, впутывающая Хотаро в очередную головоломку. Ничего удивительного, что, будучи единственным ребёнком в богатой и влиятельной семье, она ищет в тайнах и загадках спасение от скуки предсказуемости своей расписанной и предопределённой с самого рождения жизни. А ближе всех к идеалу среднего школьника подходит живой и энергичный Сатоси, в чём он сам и признаётся по ходу сериала не один раз. Сатоси воплощает тот тип людей, которые не блистают никакими талантами, и их энергичность и предприимчивость – единственный способ хоть как-то выделиться из массы. И не стоит удивляться: многие персонажи здесь на поверку оказываются не теми, кем кажутся на первый взгляд. Та же Маяка здорово удивит всех, кто считает её лишь «подружкой друга главного героя», и покажет недюжинную силу духа, которая с трудом сочетается с её кажущейся легкомысленностью.
Если говорить о сюжете, как о некоем стержне, пути, который персонажи преодолевают на протяжении всех серий, чтобы к финалу, наконец, достичь определённой цели, то здесь этого нет. Есть несколько сюжетных арок, но по их завершении не происходит никакого качественного скачка, и герои по-прежнему остаются там, откуда начинали, разве что с чувством исполненного долга. Но если рассматривать сюжет, как эволюцию мировоззрения героев, то он, безусловно, присутствует и ни единого персонажа из главной четвёрки не обойдёт стороной. Герои раскрываются, развиваются их взаимоотношения, причём, ни разу не возникает ощущения, что весь этот спектакль разыгрывается только для зрителя. Персонажам веришь, сопереживаешь и с нетерпением ждёшь очередного па в этом сложном танце межчеловеческих отношений. И в конечном итоге нам ещё доведётся увидеть, как Орэки возьмётся прощупывать самую главную загадку своей жизни – Титанду Эру.
Разумеется, нелегко удерживать баланс между школьной повседневностью и детективным антуражем, не скатываясь при этом в мистику или, хуже того, триллер. К чести авторов стоит сказать, что им это удалось. Следуя принципу «от меньшего к большему», сериал нагнетает атмосферу, начиная с незначительных мелочей, вроде загадки случайно закрывшейся двери, и постепенно подводит к настоящей тайне. Кроме того, в аниме успешно и не один раз используется весьма распространённый в детективном жанре приём «ложной концовки». Когда, казалось бы, всё уже разрешено и разгадано, но вдруг происходит событие или появляется новая информация – и ответ, представлявшийся таким близким, оборачивается очередным знаком вопроса. Впрочем, не стоит ожидать особо изощрённых тайн, и никакого настоящего криминала наши герои расследовать не будут. Всё-таки, школьное окружение в сочетании с повседневностью накладывает определённые ограничения, что не самым лучшим образом сказывается на динамичности и остроте действия.
Но, если по поводу сюжета ещё можно спорить, то в качестве графики и музыкального сопровождения не посмеет усомниться даже самый закоренелый скептик. Впрочем, от студии, подарившей нам «K-On!» и «Suzumiya Haruhi no Yuuutsu» не ожидалось ничего другого. Графика ни единым штрихом не поступается правилами реализма. Ни одна чёрточка лиц героев ни разу не претерпевает метаморфоз сверх дозволенных природой границ. Что, впрочем, не мешает художникам вовсю использовать оригинальные визуальные решения для иллюстрации игры воображения, особо сильных эмоций или диалогов персонажей. По-настоящему натурально показаны движения, язык тела и жесты, а дышащий жизнью задний план и детализированные фоны создают действительно правдоподобное окружение и атмосферу. На которую, кстати, прекрасно играет тёплый, инструментальный саундтрек, воскрешающий в памяти великих музыкальных классиков.
Конечно, как уже было сказано выше, детективный элемент в сериале прижат сверху ограничительной планкой школьного жанра, так что не стоит ожидать здесь серийных маньяков, раскрытия убийств и прочей чернухи. И именно из-за своей бытовой направленности, детективные загадки теряют часть остроты, на что справедливо указывают недовольные подобной приземлённостью зрители. Ну а некоторая неторопливость повествования и незавершённость концовки вполне простительна для повседневности, где жизнь героев продолжается и после финальных титров.
Каковы же результаты нашей дедукции? «Hyouka» – редкостного визуального великолепия и качества сериал, который настолько старается «сделать красиво», что зритель, порой, забывает обращать внимание на что-либо другое. С одной стороны, это отвлекает от возможных огрехов аниме, но с другой – оставляет стойкое впечатление, что, кроме потрясающей рисовки, сериалу похвастаться нечем, а это, конечно, заблуждение. Разумеется, не стоит приводить это аниме как пример детективного жанра, ибо, по целевой аудитории, он гораздо ближе любителям классической школьной повседневности с элементами комедии и романтики. И если вы причисляете себя к последним – смотрите смело.

ссылка на © АниМаг ОНЛАЙН (animag.ru)