Косплей в России и за рубежом
24.06.2010
Косплей в России и за рубежом
"Костюмированная игра" - так переводится изобретенный в Японии англоязычный термин "cosplay" (Costumed Play). В первом приближении многие склонны относить косплей к балу-маскараду. Другие считают, что такое сравнение сродни представлению, что аниме - это "японские мультики", а манга - "детские комиксы". Принципиальные споры на этот счет, похоже, не закончатся никогда, но существует данное основателями жанра определение. Оно очевидно, но каждый в свою очередь пытается сформулировать его в более удобной и понятной форме.
Косплей - это своеобразный "театр" персонажей аниме, манги, японских видеоигр, а также исторических японских костюмов (кимоно, самурайские доспехи и т.д.). Иными словами, традиционное определение косплея подразумевает исключительно японский антураж.
Зарубежные косплееры утверждают: "Ты должен доказать, что ты - и только ты - лучше всех играешь своего персонажа, ты - это он!". Это утверждение звучит категорично, но в нем, по сути дела, заключается смысл косплея - максимальное соответствие своему персонажу, желание "вызвать" его на сцену с экрана телевизора или листка манги, и представить всем, будто бы он существует на самом деле.
Косплей в Японии, а также во многих западных странах, развивался в тесной взаимосвязи с сообществом поклонников научной фантастики и фэнтези (иными словами, фэндомом). Так как аниме-фэндом не всегда воспринимал косплей как должное, энтузиасты перенимали опыт моделирования костюмов и мастерство постановки у представителей ролевого движения.
Во второй половине 1980-х зарубежный косплей вышел на международный уровень в форме специальных фестивалей (косплей-конов), а также в виде секций косплея на крупнейших аниме-конах. Являясь по сути дела фэнским творчеством, косплей за рубежом приобрел коммерческий оттенок с появлением фирм-производителей костюмов и атрибутики для косплея.
В свою очередь, в Японии косплей успел стать частью национальной культуры и обыденной жизни. Так, например, косплей проводится на презентациях видеоигр, на различных национальных и детских праздниках, на кинофестивалях и различных событиях, в основном посвященных аниме.
Российский косплей находится в стадии зарождения, и существует в основном на уровне индивидуальной самодеятельности. Энтузиасты собственными усилиями подбирают себе костюмы, нередко шьют и изготавливают атрибутику собственноручно. Дороговизна покупки или изготовления качественного костюма порой выступает главной причиной задержки повсеместного распространения косплея в России.
Эта проблема хорошо знакома участникам ролевого и реконструкционного движения. В то же время нередко сказывается историческая разобщенность российского аниме-фэндома и участников ролевых игр на местности. Представители ролевого движения как правило непосредственно знакомы с технологией изготовления игровых костюмов, и некоторые ролевики принимают участие в косплее.
Разобщенность сказывается не только на уровне фэндомов, но отчасти и внутри них. Серьезные прорехи в организации препятствуют продвижению косплея на минимальный уровень праздничных мероприятий, способных показать массовость явления косплея и стимулировать энтузиастов. Реконструкторские клубы России, в свою очередь, добились определенных успехов на этом поприще. К примеру, известны случаи официальных выступлений на городских праздниках, участия в телепередачах.
Современный российский косплей представляет из себя в основном разобщенную деятельность отдельных энтузиастов, и реже - группы энтузиастов. Ими проводятся разовые фотосъемки для последующей демонстрации коллегам по аниме-фэндому, но не более того. Дело практически не двигается с мертвой точки. Единичные случаи, о которых недостаточно информации, не позволяют судить точнее.
Смелые попытки организации крупномасштабных вечеринок для поклонников аниме с проведением косплея не всегда оканчивались успехом, а иногда и завершались полным провалом. Многие помнят, как зимой 2001 года многие косплееры, специально пришедшие на вечеринку "Anime party" в Санкт-Петербурге, вынуждены были отправиться по домам ни с чем, и когда о них еще услышит российский аниме-фэндом - неизвестно.
С другой стороны, косплей-показ, проведенный 28 апреля 2002 года в рамках Третьего всероссийского фестиваля японской анимации в Воронеже под руководством Ирины Лапшиной из клуба "R.An.Ma", был весьма успешным и, несомненно, вдохновил многих начинающих и продолжающих косплееров. В частности, было продемонстрировано, что и в провинциальных городах можно создавать не менее эффектные костюмы, чем в Москве и Санкт-Петербурге.
Развитие косплей-движения в России дополнительно затрудняется тем, что многие не видят перспективы в самом явлении косплея. Осознание косплея исключительно в качестве мероприятия "бально-маскарадного" типа ставит многих в тупик. Тем не менее, при достаточном желании и мастерстве участников косплей вполне может развиться в масштабные игровые постановки, а в дальнейшем - как определенное ответвление основной идеи - в игры на местности. В данном случае возможно двухстороннее развитие косплея таким образом, что это не будет "смущать" большинство представителей аниме-фэндома, не признающее ролевые игры.
Рано подводить определенные итоги относительно развития косплея в России, но на фоне некоторых разочарований и откровенных провалов отрадно то, что заинтересованность косплеем по сей день не спадает в различных кругах фэндома. Рано говорить и о зрителях, до тех пор, пока не наберется достаточный состав выступающих, однако даже рядовыми индивидуальными фотографиями косплей-постановок интересуются в среде поклонников аниме.
Учитывая уникальность косплея, как явления театрализованного и игрового в одно и то же время, его развитие способно украсить российский аниме-фэндом и образовать новое направление активной деятельности отаку (помимо рисования и обмена аниме и мангой).
Десять советов начинающим косплеерам
Все нижеследующее не есть изложение личного опыта автора - это обобщение международной и российской практики косплея.
1. Идеальный костюм невозможен. Всегда найдется тот, кому ваш костюм понравится, и тот, кому он не понравится. Это вопрос вкуса и точки зрения, индивидуального представления о персонаже. Постарайтесь, однако, чтобы ваш костюм нравился хотя бы вам самим. ^_^
2. Задумайтесь об узнаваемости персонажа. Далеко не все персонажи и далеко не все костюмы легко узнать. Скажем, многие герои ходят в обычной японской школьной форме. Ее просто воспроизвести, но зрителям будет трудно угадать, чей именно это костюм. С другой стороны, вы можете сделать сложный и уникальный костюм персонажа из аниме, которое мало кто видел. И эффект от такого костюма тоже будет испорчен. Зрители будут не любоваться, а гадать и спорить. Кстати, весьма приблизительно сделанный костюм всем известного персонажа может произвести больший фурор, чем точно воспроизведенный наряд малоизвестного героя. Сознание зрителей "допишет" костюму хорошо известные черты, даже если они там только намечены.
3. Прежде чем планировать костюм, решите, какое впечатление вы хотите произвести. Если вы надеваете необычный костюм и появляетесь на людях, то вы, очевидно, надеетесь стать центром внимания. Важно заранее представить - какого именно внимания. Скажем, вы надеетесь, что все заметят, как точно подобран цвет юбки, а всех замечают только то, какая она короткая. Перед тем, как выйти на публику, встаньте перед зеркалом и попытайтесь посмотреть на себя со стороны. Еще лучше - попросите прокомментировать ваш костюм кого-нибудь из честных друзей. Не забудьте подвигаться - вы помните, что при движении короткая юбка задирается? В любом случае, будьте готовы к тому, что костюмы косплея часто повод для веселья, а не для восторгов. Если над вами смеются - смейтесь вместе со всеми. ^_^
4. Косплей - это не только костюм, но и человек. Как известно, многие персонажи аниме и манги отличаются "нечеловеческими" пропорциями, которые в реальной жизни встречаются довольно редко - и обычно не у тех, кто занимается косплеем. Какие-то особенности фигуры можно компенсировать, какие-то - нет. Однако на практике наиболее заметны не "неточности" костюма, а "неточности" того, кто его
Создано на конструкторе сайтов Okis при поддержке Flexsmm - накрутка вк